Преподобномученица Елисавета

Великая Княгиня Елизавета Феодоровна родилась в благочестивой семье от брака Великого Герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории, 1 ноября 1864 года (20 октября ст. ст.). У герцогской четы было пятеро дочерей и два сына. Все дети воспитывались в традициях старой Англии. Их мать, принцесса Алиса, старалась привить детям качества, основанные на глубоких принципах христианства. Одежда и еда были простыми, дети выполняли домашнюю работу, убирали комнаты.

Герцогская чета раздала большую часть своего состояния на благотворительные нужды. Ими были посещаемы госпиталя, приюты, дома для инвалидов, куда часто ходили и дети. Одним из главных качеств принцессы Эллы (так звали в детстве Великую Княгиню) была высокая религиозность и любовь к ближнему.

Выйдя замуж за российского Великого Князя Сергея Александровича (Великий Князь с 1891 г. занимал пост генерала-губернатора Москвы и погиб от рук террориста Каляева 4 февраля 1905 г.), она всем сердцем приняла Россию, православную веру. Ее знал весь мир как великую женщину любви, принесшую на алтарь страждущего человечества не только честь и славу, все свое состояние, все часы своей жизни.

Святая преподобномученица Елисавета ставила во главу своей жизни и всех дел любовь. Эта любовь трудное для нее делала легким и удобным, служение страждущему человечеству привлекательным, прощение врагам возможным.

После свадьбы молодые стали жить в Ильинском - имении Великого Князя Сергея Александровича. В местном храме святого пророка Илии богослужение, как повествует предание, необыкновенно поразило Елисавету Феодоровну. Она видела особое радостное состояние своего супруга после принятия им Святых Христовых Таин, и ей самой захотелось подойти к Святой Чаше, чтобы эту радость разделить.

В 1891 году в Лазареву Субботу над ней был совершен чин принятия в Православную Церковь через Таинство Миропомазания с оставлением прежнего имени, но уже в честь святой праведной Елисаветы, матери святого Иоанна Предтечи. Император Александр III благословил свою невестку драгоценной иконой Нерукотворного Спаса, с которой Елизавета Феодоровна и приняла мученическую смерть.

Дела благотворительности стали для нее настоящей жизненной потребностью. Учредителем и попечителем ряда благотворительных организаций и комитетов стала она в Санкт-Петербурге и Москве. Во время русско-японской войны Великая Княгиня Елизавета Феодоровна устроила в Московском кремле мастерские, где шили перевязочный материал, теплую одежду, собирали медикаменты, продовольствие для солдат, посылки с образками, снаряжали походные церкви. Было сформировано несколько санитарных поездов, открыт госпиталь в Москве, оказывалась помощь солдатским вдовам и сиротам.

В Ильинском были построены Родильный приют (в 1892 г., ныне - Музей материнства и младенчества), лазарет (в 1905 г., ныне - Музей Августейших покровителей Российского Общества Красного Креста), ряд других важных объектов социального назначения, куда за помощью мог обратиться каждый человек. Велико было милосердие и щедрость Елисаветы Феодоровны и её супруга, которые в особые торжества - в Ильин день и именины Великого Князя Сергея Александровича - устраивали общие праздники в Ильинском, одаривая подарками любого пришедшего. Отдельная важная история - попечение о детях Павла Александровича, брата Сергея Александровича. Во время преждевременных родов умерла супруга Павла Александра Георгиевна. Сам он впал в такое шоковое состояние, что просто не мог ухаживать за малолетней Марией и новорожденным Дмитрием. Заботу о них взяли на себя Елисавета Феодоровна и её супруг. В итоге со временем Дмитрий и Мария полностью перешли под покровительство и заботу Сергея Александровича и Елизаветы Феодоровны. 

5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елизаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста Каляева погиб любимый супруг ее — Великий Князь Сергей Александрович. Каждый наслышан о великом мужестве Княгини, когда она своими руками собирала куски тела своего мужа. Позднее она нашла в себе силы, сняв траур, и надев то же самое голубое платье, что было на ней во время покушения, отправиться навестить умирающего кучера, 25 лет прослужившего Великому Князю.

После смерти мужа Великую Княгиню Елизавету больше ничего не связывало со светской жизнью. Привитые ей с детства любовь и сострадание к ближним привели ее к созданию в Москве обители любви и милосердия во имя святых жен-мироносиц Марфы и Марии.

Когда Великую Княгиню возводили в сан настоятельницы (в 1910 году), она сказала: «Я оставляю блестящий мир… Но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

При Марфо-Мариинской обители была устроена больница, амбулатория, аптека, приют для девочек — сирот, воскресная школа, библиотека, столовая для бедных, два храма.

Великая Княгиня Елисавета с 1910 г. была настоятельницей созданной ею обители. Наряду с сестрами Великая Княгиня сиделкой проводила бессонные ночи у постели тяжелобольных, ассистировала при операциях, посещала московские трущобы. Подвижническая жизнь и деятельность созданной ею обители снискала у русского народа уважение к этой светлой женщине, её при жизни почитали святой.

Гонимые в родной земле, не покинувшие своего Отечества, Романовы стали заложниками октябрьского политического переворота 1917 г. и разразившейся в России гражданской войны. На третий день святой Пасхи 1918 года в день Иверской иконы Божьей Матери большевики арестовали Великую Княгиню Елизавету и увезли ее в г. Пермь. С ней разрешили ехать только двум сестрам — Варваре и Екатерине. Конвоиры обращались с ней грубо — с ней, такой милосердной к ближним! В Перми их поместили в женский монастырь. По дороге в Алапаевск они находились в Екатеринбурге несколько дней.

Весной 1918 года в Екатеринбург привезены и помещены были в грязной гостинице Великий Князь Сергей Михайлович с секретарем Федором Михайловичем Ремезом, три брата, сыновья Великого Князя Константина Константиновича, — Иоанн, Константин, Игорь и Князь Владимир Палей.

20 мая Великая Княгиня Елизавета Феодоровна и остальные узники были привезены в г. Алапаевск и помещены в Напольной школе на краю города. Сначала они пользовались относительной свободой, работали на школьном дворе, разбили огородик, посадили цветы, ходили в храм, гуляли в поле около школы; жили в большой дружбе и любви.

Контроль за Романовыми осуществляли члены большевистского Совета, чекисты, комиссары и красногвардейцы. С середины июня для узников ужесточился тюремный режим. В комнатах Князей проводили ночные обыски, изъяли личные вещи, оставив только смену белья, документы. У каждого из Князей при себе были нательные крестики, иконки, самое дорогое, что осталось при них, молитвословы, акафисты и еще фотографии, напоминавшие им о родных.

Сестер Варвару и Екатерину перевезли в Екатеринбург и предложили идти на свободу, но сестры умоляли оставить их при Матушке. Келейница её Варвара сказала, что готова даже дать подписку кровью, что желает разделить судьбу с Великой Княгиней. Она была отправлена обратно в Алапаевск.

В ночь с 17 на 18 июля узников вывезли на конных повозках к заброшенной Нижне-Селимской шахте, что находилась в 12-ти верстах от города. 

В ночь на 5 июля (18 июля по ному стилю) 1918 года, в дату, в который менее 20 лет назад сотни счастливых людей в Ильинском отмечали именины Сергея Александровича, Елизавету Фёдоровну, ее верную келейницу инокиню Варвару, Великого Князя Сергея Михайловича (сначала был убит выстрелом из револьвера), Князей Иоанна Константиновича, Константина Константиновича, Игоря Константиновича, Владимира Павловича, а также Феодора Семеновича Ремеза враги бросили в старую шахту, что находилась в 12-ти верстах от города. По свидетельствам местных жителей, некоторое время из шахты доносилось церковное пение. 

По преданию, один из крестьян, оказавшийся случайным свидетелем той страшной ночи, рассказывал, что святая преподобномученица, стоя на краю шахты, повторяла слова Спасителя, молясь об убийцах: «Господи, прости, ибо не ведают, что творят».

После взятия 28 сентября Алапаевска Сибирскими войсками Белой Армии вскоре было обнаружено местонахождение шахты. 11 октября тела были подняты на поверхность и проведена медицинская экспертиза, установившая мученическую кончину Князей. Святая преподобномученица Елисавета упала на выступ 15-метровой глубины, сама сильно пострадавшая при падении, перевязала в темноте рану Князя Иоанна, употребив для этого свой апостольник (белый монашеский плат).

Тела были перенесены в прикладбищенскую церковь святой великомученицы Екатерины. Весь день 18 октября над телами мучеников служились панихиды, а вечером была отслужена заупокойная всенощная служба. На следующий день крестным ходом при стечении большого числа людей, священства, подняв гробы на раменах, тела понесли в Свято-Троицкий собор, где была отслужена заупокойная Литургия и отпевание.

Распоряжение о месте погребения сделал адмирал А.В. Колчак. Под печальный перезвон колоколов, общенародное пение «Святый Боже» гробы мучеников перенесли в склеп, устроенный с южной стороны алтаря собора.

14 июля 1919 г. при отступлении Белых частей останки убиенных были вывезены в Сибирь. Разрешение на перевозку гробов получил игумен Серафим, друг и духовник Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. Шесть тел были захоронены в апреле 1920 года под сенью храма преподобного Серафима Саровского при Русской Духовной миссии в Пекине.

Тела же святых мучениц Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары были сопровождены далее во Святую Землю, в Иерусалим, и были упокоены в усыпальнице при храме святой равноапостольной Марии Магдалины.

Захоронения останков остальных мучеников оставались в Российской Духовной Миссии (ныне посольство РФ) до 1947 года. В 1947 году по указанию из Москвы они были преданы земле на православном кладбище близ городских ворот Аньдинмэнь. 

В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил к лику Святых Новомучеников Российских Великую Княгиню Елизавету и инокиню Варвару, установив празднование им в день их кончины 5 / 18 июля.

Храм в Ильинском, где жили Елисавета Феодоровна и её супруг, где они так много добра сделали людям, сначала был закрыт, но в начале 90-ых гг. ХХ в. возвращен верующим. После восстановления храма по просьбы прихожан правый придел был посвящен памяти преподобномученицы Елисаветы. Также в Красногорском благочинии построен и новый храм в честь Великой Княгини Елисаветы Феодоровны - в мкр. Опалиха г.о. Красногорск. В честь Великой Княгини названо несколько топонимов, в том числе улица в Ильинском. Широкое почитание памяти преподобномученицы Елисаветы воплощается также в различных мероприятиях, одно из самых заметных - Елизаветинский Крестный ход, который проходит в середине сентября - от храма святого пророка Илии в Ильинском до Спасского храма в Усово.


Память преподобномученицы Елисаветы совершается в память мученической кончины 5 / 18 июля, 28 сентября / 11 октября - в память обретения мощей, в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской и в день Собора новомучеников Красногорских.


Использована информация: Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Ч.1» Тверь. 2016. С. 60–191